На внутренней гряде Крымских гор в юго-западной части крымского
полуострова расположено 14 пещерных городов. Крымским горам в этом
месте присущи обрывистые южные склоны и пологие северные. Горы в этой
части полуострова имеют ровное плато. Отвесные скалы делают подступы к
плато неприступными. В древности люди использовали такие горы для
создания крепостей, укрепляя стенами только доступные места.
Сегодня будет рассказ про несколько хорошо сохранившихся древнейших пещерных городов Крыма.
Приехав на электричке из Севастополя в Бахчисарай, садимся на автобус, следующий до поселка Староселье. Это крайняя точка, куда можно доехать на транспорте. Вверх по ущелью поднимается пешеходная дорога к Сатро-успенскому пещерному монастырю:
Место стоит внимания. Прямо в отвесном срезе скалы выдолблены гроты, в которых размещаются кельи монахов:
Свято-Успенский пещерный мужской монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище. В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями.
После переселения из Крыма в другие регионы СССР в 1941 году немцев, армян, болгар, греков, а в 1944 году — крымских татар, на территории монастыря на десятки лет разместился психоневрологический диспансер. В 1993 году возвращён Украинской православной церкви. Восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля и колокольня.
На дне ущелья сейчас ведутся строительные работы по расширению монастырского комплекса.
Внутри пофотографировать не получилось т.к. на нас с ходу набросились настоятели убеждая, что фотографировать на территории монастыря запретил еще сам владыка…
Обходим все доступные к просмотру помещения и направляемся выше по дороге, к пещерному городу — крепости Чуфут — Кале:
По дороге нашему вниманию попадается невзрачный информационный указатель, гласящий о грандиозной находке 21 века:
Находка оказалась древним 45-метровым осадочным колодцем крепости Чуфут — кале:
Сооружение представляет из себя шахту с подходящей под уклоном 120 — метровой штольней. Объемы работ для того времени колоссальны:
Развилка. Штольня справа затоплена и через десяток метров упирается в тупик:
Штольня слева выходит в шахту с уходящей спиралью вниз лестницей, выдолбленной прямо в скале:
В самом низу, по замыслу создателей, скапливалась, а затем забиралась чистейшая вода:
Сверху шахта колодца имеет выход на поверхность:
С земли это выглядит так:
Неподалеку, у подножья крепости Чуфут-кале, расположен еще один, гораздо более скромный по масштабам, артезианский колодец. Раньше он также располагался в толще породы, но то ли кусок породы отвалился, то ли археологи прорубили стену, и сейчас он представляет из себя разрез прям у подножья крепости:
Настало время заглянуть внутрь самой крепости. Внутрь ведут двое ворот: Киюк-Капу (на востоке) и Кучук- капу (на юго-западе). С других сторон крепость практически неприступна. Однако мы из спортивного интереса решили залезть по стене, чуть севернее ворот Киюк-Капу, где есть слабое место. Вскарабкаться можно обладая минимальными навыками альпинизма. Кстати, вход на территорию крепости платный.
Ворота Киюк–Капу:
Небольшая справка:
Чуфу́т-Кале́ — средневековый город-крепость расположен в 2,5 км от Бахчисарая. Некогда крепость была столицей Крымского ханства. Название переводится с крымско-татарского языка как «еврейская крепость», потому что татары считали живущих там караимов евреями из-за сходства их религии с иудаизмом.
Город возник предположительно в V веке как укрепленное поселение на границе византийских владений. Начиная с XIV века в городе и стали селиться караимы, которые к моменту образования Крымского ханства составляли уже большую часть населения города. Чуфут-Кале так и остался главным центром караимов Крыма до середины XIX века, но постепенно опустел — жители переселились с маловодного плато в более удобные для жизни места.
Смотреть внутри крепости почти не на что. Бо́льшая часть пространства покрыта зарослями. По центру территории проходит старинная каменная дорога с выбитой колеей от повозок.
С юго- западной стороны расположен небольшой комплекс хозяйственных пещер и несколько построек. Большая и Малая кенассы (молитвенный дом караимов):
Ворота Кучут-Капу (Южный вход)
Комплекс хозяйственных пещер:
Бывшая богатая усадьба с системой подземных помещений Чауш-Кобасы («Пещеры начальника») в северной части крепости:
На подходе к спуску в грот, я услышал прекрасную мелодию скрипки, доносившуюся из под земли:
Внутри играл скрипач. Как только я захотел его сфотографировать, он немедленно убежал в сторону :) В кадре остался его чехол. Акустика здесь просто невероятная! Если бы не скрипач, я бы сам там покричал:
Соседняя комната:
В этой же части крепости расположена обзорная площадка. Отсюда открывается потрясающий вид на балку Биюк-Ашлама-Дере и гору Беш-Кош.
Закат:
После того, как окончательно стемнело, выдвигаемся в сторону горы Тепе-Керман:
Не знаю сколько бы продлилось блуждание по лесным тропам, не наткнись мы, на стоянку опытных туристов, которые подсказали нам верную дорогу. Не рискуйте искать пещерные города по распечаткам спутниковых карт и приложениях на смартфонах. Практически все пространство в деревьях, за верхушками который практически ничего не видно, а спутниковая привязка на телефоне то и дело промахивается на неприличное расстояние. Пора бы мне обзавестись настоящим gps-навигатором.
К полночи мы все-таки оказались на вершине плато. Подъем на гору кстати не из приятных. Уклон очень резкий и тропинка то и дело сыпется под ногами:
Небольшая справка:
Пещерный город Тепе-Керман существовал в период с VI по XIV века и наибольшего расцвета достиг в XII—XIII веках. Особенностью Тепе-Кермена является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250. Основная часть города находилась на вершине плато (540 метров над уровнем моря).
Подавляющее число внутрискальных сооружений здесь (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из них около 88%, или 170-180 помещений, являлись хлевами для животных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилья и захоронения.
Во многих пещерах присутствует отверстие в потолке (скорее всего для дымоудаления). Гуляя по плато стоит быть предельно осторожным. Многие из таких отверстий почти не заметны среди зарослей:
Один из самых примечательных гротов пещерного комплекса — «Церковь с баптистерием» (Церковь с крестильной). Расположен на северо-восточном краю плато:
Гибель города привязывают по некоторым версиям к набегу золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году.
Стоянку было решено устроить на так называемом «Зубе дракона» прямо в одном из гротов т.к. все плато продувается неслабым ветром. Место оказалось очень уютным, и мы душевно отметили последнюю ночь нашего трипа в Крыму небольшим костром:
Проснувшись утром, я был ошарашен открывшимся видом с уступа плато. С уступа открывалась панорама на десятки километров.
Сегодня будет рассказ про несколько хорошо сохранившихся древнейших пещерных городов Крыма.
Приехав на электричке из Севастополя в Бахчисарай, садимся на автобус, следующий до поселка Староселье. Это крайняя точка, куда можно доехать на транспорте. Вверх по ущелью поднимается пешеходная дорога к Сатро-успенскому пещерному монастырю:
Место стоит внимания. Прямо в отвесном срезе скалы выдолблены гроты, в которых размещаются кельи монахов:
Свято-Успенский пещерный мужской монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище. В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями.
После переселения из Крыма в другие регионы СССР в 1941 году немцев, армян, болгар, греков, а в 1944 году — крымских татар, на территории монастыря на десятки лет разместился психоневрологический диспансер. В 1993 году возвращён Украинской православной церкви. Восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля и колокольня.
На дне ущелья сейчас ведутся строительные работы по расширению монастырского комплекса.
Внутри пофотографировать не получилось т.к. на нас с ходу набросились настоятели убеждая, что фотографировать на территории монастыря запретил еще сам владыка…
Обходим все доступные к просмотру помещения и направляемся выше по дороге, к пещерному городу — крепости Чуфут — Кале:
По дороге нашему вниманию попадается невзрачный информационный указатель, гласящий о грандиозной находке 21 века:
Находка оказалась древним 45-метровым осадочным колодцем крепости Чуфут — кале:
Сооружение представляет из себя шахту с подходящей под уклоном 120 — метровой штольней. Объемы работ для того времени колоссальны:
Развилка. Штольня справа затоплена и через десяток метров упирается в тупик:
Штольня слева выходит в шахту с уходящей спиралью вниз лестницей, выдолбленной прямо в скале:
В самом низу, по замыслу создателей, скапливалась, а затем забиралась чистейшая вода:
Сверху шахта колодца имеет выход на поверхность:
С земли это выглядит так:
Неподалеку, у подножья крепости Чуфут-кале, расположен еще один, гораздо более скромный по масштабам, артезианский колодец. Раньше он также располагался в толще породы, но то ли кусок породы отвалился, то ли археологи прорубили стену, и сейчас он представляет из себя разрез прям у подножья крепости:
Настало время заглянуть внутрь самой крепости. Внутрь ведут двое ворот: Киюк-Капу (на востоке) и Кучук- капу (на юго-западе). С других сторон крепость практически неприступна. Однако мы из спортивного интереса решили залезть по стене, чуть севернее ворот Киюк-Капу, где есть слабое место. Вскарабкаться можно обладая минимальными навыками альпинизма. Кстати, вход на территорию крепости платный.
Ворота Киюк–Капу:
Небольшая справка:
Чуфу́т-Кале́ — средневековый город-крепость расположен в 2,5 км от Бахчисарая. Некогда крепость была столицей Крымского ханства. Название переводится с крымско-татарского языка как «еврейская крепость», потому что татары считали живущих там караимов евреями из-за сходства их религии с иудаизмом.
Город возник предположительно в V веке как укрепленное поселение на границе византийских владений. Начиная с XIV века в городе и стали селиться караимы, которые к моменту образования Крымского ханства составляли уже большую часть населения города. Чуфут-Кале так и остался главным центром караимов Крыма до середины XIX века, но постепенно опустел — жители переселились с маловодного плато в более удобные для жизни места.
Смотреть внутри крепости почти не на что. Бо́льшая часть пространства покрыта зарослями. По центру территории проходит старинная каменная дорога с выбитой колеей от повозок.
С юго- западной стороны расположен небольшой комплекс хозяйственных пещер и несколько построек. Большая и Малая кенассы (молитвенный дом караимов):
Ворота Кучут-Капу (Южный вход)
Комплекс хозяйственных пещер:
Бывшая богатая усадьба с системой подземных помещений Чауш-Кобасы («Пещеры начальника») в северной части крепости:
На подходе к спуску в грот, я услышал прекрасную мелодию скрипки, доносившуюся из под земли:
Внутри играл скрипач. Как только я захотел его сфотографировать, он немедленно убежал в сторону :) В кадре остался его чехол. Акустика здесь просто невероятная! Если бы не скрипач, я бы сам там покричал:
Соседняя комната:
В этой же части крепости расположена обзорная площадка. Отсюда открывается потрясающий вид на балку Биюк-Ашлама-Дере и гору Беш-Кош.
Закат:
После того, как окончательно стемнело, выдвигаемся в сторону горы Тепе-Керман:
Не знаю сколько бы продлилось блуждание по лесным тропам, не наткнись мы, на стоянку опытных туристов, которые подсказали нам верную дорогу. Не рискуйте искать пещерные города по распечаткам спутниковых карт и приложениях на смартфонах. Практически все пространство в деревьях, за верхушками который практически ничего не видно, а спутниковая привязка на телефоне то и дело промахивается на неприличное расстояние. Пора бы мне обзавестись настоящим gps-навигатором.
К полночи мы все-таки оказались на вершине плато. Подъем на гору кстати не из приятных. Уклон очень резкий и тропинка то и дело сыпется под ногами:
Небольшая справка:
Пещерный город Тепе-Керман существовал в период с VI по XIV века и наибольшего расцвета достиг в XII—XIII веках. Особенностью Тепе-Кермена является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250. Основная часть города находилась на вершине плато (540 метров над уровнем моря).
Подавляющее число внутрискальных сооружений здесь (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из них около 88%, или 170-180 помещений, являлись хлевами для животных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилья и захоронения.
Во многих пещерах присутствует отверстие в потолке (скорее всего для дымоудаления). Гуляя по плато стоит быть предельно осторожным. Многие из таких отверстий почти не заметны среди зарослей:
Один из самых примечательных гротов пещерного комплекса — «Церковь с баптистерием» (Церковь с крестильной). Расположен на северо-восточном краю плато:
Гибель города привязывают по некоторым версиям к набегу золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году.
Стоянку было решено устроить на так называемом «Зубе дракона» прямо в одном из гротов т.к. все плато продувается неслабым ветром. Место оказалось очень уютным, и мы душевно отметили последнюю ночь нашего трипа в Крыму небольшим костром:
Проснувшись утром, я был ошарашен открывшимся видом с уступа плато. С уступа открывалась панорама на десятки километров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий